ОСТОРОЖНО – ЛЕТО!
Лето — пора путешествий и новых впечатлений. Чтобы отдых был приятным, будьте бдительны и осторожны, помните об опасностях, которые подстерегают детей в дальней поездке и во время отдыха.
Опасности, связанные с путешествием на личном транспорте:
- открытые окна;
- не заблокированные двери;
- остановки в незнакомых местах.
Сажайте детей только в детское автокресло! Пристегивайте ребенка ремнями безопасности. Не разрешайте ребенку стоять между сиденьями, высовываться из окна, выставлять руки, снимать блок с двери, трогать ручки во время движения. Выходить из машины ребенку можно только после взрослого.
Опасности, связанные с путешествием на поездах:
- открытые окна;
- тамбуры вагонов;
- верхние полки;
- кипяток;
- незнакомые люди.
Не разрешайте ребенку выглядывать из окон и высовывать из них руки, бросать в окна предметы, выходить в тамбур, общаться с незнакомыми людьми в отсутствие близких, брать от них угощение.
Опасности, связанные с жизнью на даче или в деревне (особенно — для городского ребенка):
- печка;
- колодец;
- инструменты;
- заброшенные доски с гвоздями;
- незнакомые животные;
- купание в водоемах.
Ребенок должен твердо запомнить, что ему нельзя:
- открывать печную дверцу и трогать печную заслонку;
- заглядывать в колодец;
- трогать инструменты;
- купаться в отсутствие ответственных за него взрослых.
- подходить близко к незнакомым животным, кормить их, гладить;
Опасности, связанные с катанием на роликах и велосипеде:
- крутой склон дороги;
- неровности на дороге;
- проезжающий транспорт.
Не разрешайте ребенку выходить на улицу с велосипедом, самокатом или роликами без сопровождения взрослых. Научите его останавливаться у опасных мест — выездов машин из дворов, с автостоянок и др. Разрешайте кататься только по тротуарам с ровной поверхностью. Если ребенок еще плохо управляет велосипедом и часто падает, снабдите его индивидуальными средствами защиты — наколенниками, налокотниками, шлемом.
Незнакомая еда. В качестве мер безопасности детей летом на отдыхе следите за тем, что они едят. Чтобы обеспечить безопасность детей летом на отдыхе и защитить их от расстройств пищеварения, соблюдайте некоторые важные правила питания:
- не давайте детям пробовать местные деликатесы и сами старайтесь аккуратнее относиться к ним;
- если Ваш ребенок аллергик или имеет определенные предпочтения в еде – узнайте, можно ли купить эти продукты там, куда Вы поедете, или возьмите их с собой;
- в некоторых жарких странах не стоит умываться водой из-под крана и, тем более, ее пить – лучше покупайте бутилированную;
- не ешьте немытые фрукты и овощи и не давайте их ребенку;
- соблюдайте тщательную гигиену – мойте руки с антибактериальным мылом.
Правила безопасности на пляже
Теплый, рассыпчатый песок – настоящее раздолье для детей! Но в нем также кроется множество опасностей: осколки бутылок, опасные инфекции, мусор, острые камни, окурки и т.д. Заранее объясните ребенку, что тянуть горсти песка в рот не стоит, да и валяться в нем нужно аккуратно. Сами тоже не забывайте тщательно осматривать место, выбранное Вами для того, чтобы расстелить плед.
Каждое лето подводится печальная статистика смертей на воде – и очень часто утопленниками оказываются дети. Чтобы не допустить трагедии, родителям нужно соблюдать правила безопасности при посещении пляжа с детьми:
- ребенок всегда должен быть в поле Вашего зрения – вопреки сценам в художественных фильмах, человек, который тонет, не кричит и не размахивает руками;
- плавайте вместе с детьми только в разрешенных местах – на оборудованных пляжах, где есть спасатели;
- если Вы находитесь в воде с маленьким ребенком, всегда держитесь от него на расстоянии вытянутой руки;
- не пренебрегайте использованием надувных кругов и манжетов – эти приспособления помогут Вашему ребенку удержаться на воде и не уйти на дно;
- не разрешайте детям прыгать в воду с разбега;
- умейте оказать первую помощь.
МАЛ, НО ОЧЕНЬ ОПАСЕН!
Постарайтесь оставаться бдительным ,выбираясь на природу. Даже в ухоженном городском парке нас может подстерегать серьёзная опасность в виде маленького невзрачного паукообразного существа – иксодового клеща. Когда наступает « сезон» клеща, для кого он опасен и где охотится?
Практически с начала апреля до конца « бабьего лета» этот паразит неустанно охотится на всех теплокровных – зверей, птиц и, конечно, людей. Наметит беспечную жертву, исподтишка укусит (абсолютно безболезненно) и, возможно, занесёт опасную инфекцию. Например, вирусный клещевой энцефалит. Или боррелиоз – болезнь Лайма. Неприметные «кровопийцы» подкарауливают человека, прячась на ветках деревьев, в листве, на кончиках травинок. Где зелено, там и поджидает коварный «злодей». Он мгновенно цепляется к шерсти животного, кожным покровам или одежде человека. Однако присасывается не сразу. Сначала «вампир» некоторое время ползает по телу, выбирая, куда бы вцепиться. Если клеща не обнаружить, он будет высасывать кровь сутки, увеличиваясь чуть не в 200 раз, а потом, насытившись, отпадает, оставив несчастную жертву один на один с вероятной бедой.
Какие проявления имеет клещевой энцефалит?
При заражении вирусом клещевого энцефалита, прежде всего резко поднимается температура (до 39 – 40), появляется головная боль, мышечная боль разламывающего характера, отмечаются покраснения лица, тошнота, рвота. Заболевший не может переносить громкие звуки и яркий свет. Не оставляйте без внимания эти привычки! Ведь если лечение начато поздно, высок риск осложнений различной степени тяжести – остаточных параличей, атрофии мышц, снижения интеллекта, эпилепсии. В отдельных случаях болезнь может закончиться летально.
Как обезопасить себя, отправляясь в лес.
Риск пострадать от клеща сводится к минимуму, если вы умеете грамотно защитить себя.
Прежде чем отправиться в ближайший лес по грибы – ягоды, обратите внимание на экипировку. Брюки заправьте в длинные носки с плотными резинками. Воротник сорочки с длинными рукавами плотно застегните. На голову наденьте платок (расцветка значения не имеет), шляпку, кепку друга, мамин берет, На шею повяжите косынку. На ноги – никаких сандалий, мягких тапочек или кроссовок. Обувайтесь в резиновые сапожки – клещу трудно цепляться к высокому голенищу.
Что предпринять, вернувшись, домой?
После прогулки обязательно осмотрите себя и своего спутника, детей и животных( животные могут заболеть так же, как и люди). Ну а если паразит изловчился и куда-нибудь присосался? Можно попытаться вытащить его, аккуратно вращая против часовой стрелки. Но ни в коем случае не старайтесь отрывать клеща. Если головка останется в теле, будет только хуже. Чаще от «злодея» избавляются так: смазывают место вокруг укуса любым жиром. Доступ кислорода паразиту перекрывается, и примерно через час он вылезает сам. Постарайтесь сохранить клеща (даже если он только прополз), чтобы потом сдать на анализ в ближайшую СЭС. Там определят, какие вирусы, бактерии живут в брюшке паразита, и подскажут дальнейшие действия.
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПРИ УКУСАХ НАСЕКОМЫХ
Первое знакомство малыша с огромным миром насекомых не всегда проходит гладко. При укусах насекомые выделяют биологически очень активный яд. Когда пчела или оса кусают ребёнка, такая высокая биологическая активность может сыграть отрицательную роль. При одиночных укусах, как правило, возникает жжение, боль, зуд, место укуса краснеет и отекает. Ситуация может осложниться, если ребёнка укусили в лицо, шею или даже в язык или слизистую рта. Сильный отёк, неизбежен.
Первая помощь при укусах пчёл и ос. Если в ранке осталось жало, его можно извлечь пинцетом, а при отсутствии такового просто пальцами. Жало остаётся только после пчелиной атаки. Место укуса протрите спиртовым раствором (водкой или одеколоном), перекисью водорода, слабым раствором столового или яблочного уксуса, приложите холод. Это может быть и мокрое махровое полотенце, грелка с холодной водой или кусочек льда. Лучше, если лёд приготовлен из настоя ромашки, череды или тысячелистника. При множественных укусах по согласованию с врачом применяют антигистаминные препараты (пипольфен, супрастин) и дают ребёнку обильное горячее питьё. При комариных укусах снять зуд поможет кусочек льда с настоем мяты (или просто свежие слегка помятые в руках листья этого пахучего растения), раствор питьевой соды (половина чайной ложки на стакан воды), сок лимона. Очень неприятный представитель мира насекомых – слепень. Это – крупное, очень быстрое и очень болезненно кусающееся насекомое. За один укус слепень может выпить до 200 мг крови. Слепни очень любят тепло и свет, так что нападают они днём и вечером, до наступления темноты. Укус слепня очень неприятный и болезненный, это связано как с большими размерами ранки, так и с попаданием в неё во время укуса особой слюны. Она содержит токсические вещества, препятствующие свёртыванию крови. Место укуса сильно припухает и очень болит. Аллергических проявлений, как правило, не бывает (только при множественных укусах). Главное при атаках слепня – не допускать проникновения инфекции в ранку, то есть надо от души смазать место укуса зелёнкой.
ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ К УКУСАМ НАСЕКОСЫХ (инсектная аллергия)
Её признак – возникновение через короткое время (от нескольких минут до получаса) на месте укуса распространённого отёка (больше 5 см), сопровождающегося болью, резким повышением температуры, ознобом. Одновременно может начаться слезотечение, у ребёнка потечёт из носа, он будет жаловаться на боли и ломоту в суставах. Кроме того, присутствует общая реакция организма – аллергическая сыпь, зуд, отёки лица, языка и гортани. У детей может начаться приступ удушья, рвота, случается потеря сознания. Иногда у особо «чувствительных» развивается анафилактический шок. Все эти состояния требуют немедленного начала интенсивной терапии. Срочно обратитесь к врачу. Если ребёнок страдает повышенной чувствительностью к пчелиному яду, то вы должны предпринять все возможные меры предосторожности. Нельзя гулять возле пасек; бродить босиком по траве; при виде подлетевшего шмеля или осы не надо пугаться, махать руками; нельзя гладить шмеля по мохнатой спинке, когда он сидит на цветке. Если в прошлом имелся случай общей аллергической реакции, у ребёнка всегда должна иметься при себе краткая памятка с адресом и телефоном, диагнозом и перечнем неотложных мероприятий, в случае укуса пчелы или осы. ОБЯЗАТЕЛЬНО СООБЩИТЕ О ДИАГНОЗЕ ВОСПИТАТЕЛЮ.
КАК ОГРАДИТЬ РЕБЁНКА ОТ ЗАРАЖЕНИЯ ГЕЛЬМИНТАМИ (глистами).
То, что мы в просторечье именуем глистами, доктора называют по-другому – гельминтами или паразитическими червями. Их существует масса разновидностей. В странах европейской части чаще бывают аскариды и острицы, паразитирующие в просвете кишечника. АСКАРИДЫ – круглые длинные (до 10 – 15 см) черви с заострёнными концами, белые или полупрозрачные. Если не проводить специального лечения, они могут жить в человеческом организме годами. Обнаружить аскариду в кале очень сложно. При анализе иногда находят яйца аскариды, правда они выделяются не каждый день – это серьёзно затрудняет диагностику аскаридоза.
ОСТРИЦЫ – очень мелкие (до1см) белесоватого цвета червячки. Живут они в нижних отделах кишечника, поэтому их легко можно увидеть в кале. Ночью острицы через задний проход выбираются на кожу и в складках откладывают яйца. Гельминты живут всего месяц, но за это время успевают отложить массу яиц. Если обнаружили острицы, ставят диагноз «энтеробиоз». Инфицирование происходит при попадании в организм яиц или личинок гельминтов, проникшим в окружающую среду с калом инфицированных людей и животных. Дети могут повстречаться с гельминтами где угодно – дома, в магазине, на прогулке, при контакте с загрязнёнными поверхностями или предметами. Места общего пользования, перила, прилавки, сиденье в транспорте, в песочнице, игра с уличными животными.
СИМПТОМЫ появления гельминтов: обильное слюнотечение, тошнота без причины, слабость, головные боли, быстро устаёт, бледен, под глазками – синева. Изменяется аппетит – ничего не ест или аппетит может и усилиться, тогда ребёнок будет постоянно просить есть. Если ребёнок стал давиться пищей – пора к доктору! Глисты приводят к аллергизации организма, и тогда на коже появляются проявления атопического дерматита. Если у ребёнка появились острицы, кожные симптомы вряд ли проявятся. В основном ребёнок будет жаловаться на дискомфорт в заднем проходе. Ребёнок становится по вечерам капризным, может плохо засыпать ночью. Стоит насторожиться, если в области заднего прохода появились покраснения и расчёсы. У девочек энтеробиоз иногда сопровождается воспалениями наружных половых органов – острицы приносят на себе из кишечника различных простейших и грибов.
Поэтому, если вы заметили у ребёнка хотя бы один из перечисленных признаков, обратитесь в поликлинику. Педиатр назначит анализ кала на яйца глист. Для повышения достоверности анализ кала придётся сдать, как минимум, в течение трёх дней подряд. Коварство глистной инвазии в том, что, если у кого-то из семьи (неважно – у взрослого или ребёнка) были обнаружены гельминты, начинается заражение по кругу. Поэтому следует незамедлительно пролечить всех членов семьи (и домашних животных тоже)
Кроме того, надо усилить внимание к гигиене. Слабым хлорсодержащим раствором вымойте пол в квартире и на лестничной клетке. Обязательно прокипятите и прогладьте с двух сторон постельное бельё. Чем раньше будет начато лечение, тем лучше. Но ни в коем случае нельзя заниматься самолечением. Принимать антигельминтные препараты 2на всякий случай» нельзя, обязательно надо установить вид паразита. А результат лечения проконтролируйте сдачей анализов.
ПРОФИЛАКТИКА глистных инвазий не сложная, однако, как редко мы соблюдаем простые гигиенические правила! Обязательно надо:
- тщательно мыть руки с мылом после улицы или посещения туалета;
- ежедневные влажные уборки;
- следить за тем, чтобы ребёнок не подбирал и не засовывал в рот различныt предметы;
- не допускать контакта с бродячими животными;
- по возможности играйте с малышом в хорошо огороженных песочницах или удаляйтесь в лес или парк;
- отучайте детей брать что- нибудь в рот, облизывать пальцы;
- давать детям только вымытые овощи, фрукты;
- при приготовлении блюд из мяса и рыбы следите за тем, насколько хорошо продукт проварен;
- сушёная и вяленая рыба не годятся для детского стола;
- сырую воду надо кипятить;
- не следует купаться рядом с отдыхающими, резвящимися в воде со своим четвероногим другом;
ПОМНИТЕ! Меры предосторожности значительно снижают риск инфицирования. Поэтому вы должны сделать всё, чтобы научить ребёнка правилам гигиены. Правильное питание, свежий воздух, нормальный сон, физическое развитие – основы здоровья ребёнка. Конечно, для этого требуется много сил, времени и терпения, но забота о здоровье всегда окупится.
ОПАСНАЯ ВЫСОТА
С приходом весны хочется распахнуть пошире окна и впустить весеннего тепла. Только солнечные яркие лучи не всегда приносят радость. Именно в такой период начинает расти число количество детей выпавших из окна. И здесь безопасность детей в окнах становиться главным вопросом. Летом вопрос безопасности ребенка при открытых окнах особенно актуален. Малыши тянутся к открытым окнам, как к дверям, открытым в огромный мир. Они совершенно не задумываются о том, насколько это может опасно, поэтому об этом должны позаботиться взрослые. Печальная статистика выпадения детей из окон говорит о том, что почти половина случаев происходит из-за порвавшейся москитной сетки. Поскольку, с одной стороны, москитная сетка не предназначена для больших нагрузок, а с, другой, она дает детям ложную уверенность в своей надежности, они наваливаются на неё, как на стекло… и последствия трагичны. Каждому родителю необходимо знать, какими должны быть безопасные окна для детей, и какие меры необходимо предпринимать для уменьшения риска выпадения ребенка из окна или балкона.
Так что же сделать, чтобы свести к минимуму риск несчастного случая?
- Если ребенок дома, держите окна закрытыми. Вам кажется, что вы всегда рядом, но даже одной секунды достаточно, чтобы произошла беда!
- Не надейтесь на анти — москитные сетки. Очень часто дети опираются на них и вместе с ними выпадают из окна. Никакое «укрепление» москитной сетки не убережет ребенка от падения.
- Не оставляйте ребенка одного.
- Воспользуйтесь блокираторами – они не позволят малышу самостоятельно открыть окно. Кроме того, производители пластиковых окон придумали решение этой проблемы – оконная ручка — замок с ключом. Такие ручки можно заказать вместе с окнами, а можно купить на строительном рынке и прикрутить их самостоятельно.
- Освободите пространство рядом с окном, сделайте так, чтобы ребенок просто не смог забраться на подоконник. Рядом с окном не должно быть ни мебели, ни стульев, ни коробок.
- Помните, что подобные правила актуальны не только для вашего дома, но и для тех мест, куда вы отправляете своего ребенка дошкольного возраста, например, у бабушки, живущей на верхних этажах многоэтажного дома.
- Если ваш ребенок очень любознательный, установите решетки на окна.
- позволят малышам широко открыть створку и выпасть.
- Считается, что наличие кондиционера в доме значительно снижает риск несчастных случаев, а отсутствие окон – полным гарантом безопасности детей. Без последних жить нельзя, а если отсутствует кондиционер, используйте нижеописанные меры защиты.
И, конечно же, самая лучшая защита окон от дошкольников – это их самостоятельное осознание опасности. Ведь большинство проблем с выпадением малышей из окон происходит от их беспечности и непонимания самой сути проблемы. Поэтому периодически проводите с дошкольниками профилактически беседы по безопасности в доме. Даже самые маленькие из них должны понять, что залазить на подоконник опасно, что можно упасть и сильно удариться. Конечно, каждый возраст потребует от вас своего уровня объяснений, одно дело говорить об этом дошкольнику ясельного возраста, а другое дошкольнику старшей группы. Но, главное, всегда подбирайте простые слова и понятные аналогии, а также не используйте запугивания малышей страшными «бабками ёжками», которые живут за окном и могут укусить. Это может нанести дошкольнику психологическую травму, ведь он склонен воспринимать всё буквально и верить взрослым. Следует помнить, что именно на взрослых природой возложена миссия защиты своего ребенка. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но есть дети, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. Для ребенка постарше должно быть абсолютным законом, что выглядывая в окно или с балкона. Нельзя подставлять под ноги стул или иное приспособление. Очень важно, чтобы ребенок осознавал возможные последствия своего поведения и в этом ему можете помочь вы, родители.
ИГРЫ С ВОДОЙ ЛЕТОМ
В жаркие летние дни организуйте с детьми игры с водой. Это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Игры с водой не только доставляют детям большое удовольствие, но и способствуют закаливанию организма, развитию познавательного интереса, исследовательской деятельности и снятию эмоциональной нагрузки. Посредством игр с водой дети изучают её свойства, обогащают свой игровой опыт и просто получают удовольствие. В самых укромных уголках, под тенистыми деревьями, удобно разместить столы, скамейки, оборудование для игр с водой:
- небольшие надувные бассейны, ванночки, тазики, лейки и пластмассовые баночки разной формы;
- бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля и т.п.);
- пластиковые игрушки (геометрические фигуры, цифры, буквы, картинки и т. п.), которые, если их намочить, легко прикрепятся к гладкой поверхности (кафелю, зеркалу, крышке стола);
- разнообразные заводные игрушки, которые движутся по поверхности воды;
- игрушки и приспособления для игры с водой;
- природный материал (ракушки, камешки, орехи, желуди);
- удочки-игрушки;
- ложки, половники;
- пластмассовые водоросли для аквариумов и т.д.;
- стаканчики разного объема;
- набор резиновых игрушек;
- игра рыбалка;
- ситечки, пинцеты, сачки;
- водоплавающие свечи;
- трубочки; губки; краски.
Игра «Рыбаки». Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличения. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические рыбки, окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 ведерка разных цветов. Предварительная работа. Перед прогулкой взрослый опускает в бассейн разноцветных рыбок, выполненных из металла или из пластика и снабженных металлическими кружками-глазками; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.
Ход игры: Когда ребенок обнаружит в бассейне разноцветных рыбок, взрослый может предложить ему игру. Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко рыбок того же цвета, что и ведерко. Перед началом игры взрослый может прочитать стихотворение:
Рыбка, словно мотылек,
Над водой взлетела.
Глазик — темный уголек,
И как льдинка тело,
Плавнички дрожат, трепещут,
Спинка выгнулась дугой,
Чешуинки так и блещут
У красавицы такой.
Я собрался на рыбалку,
Только вот рыбешку жалко.
Далее по команде взрослый и ребенок ловят и складывают рыбок в ведерки. Побеждает тот, кто первым поймает всех рыбок «своего» цвета.
Игра «Необычная рыбалка». Цель: развитие математических представлений (совершенствование умения различать геометрические фигуры). Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 3 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 3 контейнера (круглый, квадратный, треугольный). Предварительная работа. Взрослый опускает в бассейн разноцветные геометрические фигуры из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.
Ход игры: Взрослый предлагает игру. Каждый играющий должен поймать и сложить в контейнер фигуры, имеющие такую же форму, что и сам контейнер.
Игра «Поймай букву». Цель: подготовка к обучению грамоте. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, 4 бамбуковых тросточки длиной 80 см, шнур, большие магниты, пластмассовые или металлические буквы (А, О, У, И), окрашенные в основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий), 4 ведерка с наклеенными на них буквами. Предварительная работа. Взрослый опускает в бассейн разноцветные буквы из пластика (снабженные металлическими кружками) или из металла; готовит удочки, привязав к ним шнуры с магнитами.
Ход игры: Каждый играющий должен поймать и сложить в ведерко буквы, такие же как та, что написана у него на ведерке.
Игра «Морские камешки». Цель — развитие зрительного восприятия. Оборудование: надувной бассейн или ванночка с теплой водой, разноцветные морские камешки, подбор которых зависит от того, с детьми какого возраста проводится игра. Предварительная работа. Взрослый в воду опускает морские камешки, а на песке или скамейке выкладывает из таких же фигур узор, который нужно продолжить.
Ход игры: Взрослый показывает узор, который нужно продолжить, выловив камешки из бассейна. Ребенок вылавливает фигуры и продолжают узор.
Игра «Цветная вода». Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличия. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.
Ход игры. Вариант 1. Расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов — красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) — и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент «волшебства»: «Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь… опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!» Обычно ребенок завороженно следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.
Вариант 2. Когда увлеченность чистым сенсорным эффектом станет ослабевать (разным детям требуется для этого разное время и число повторений), можно приступать к расширению игры. Возможный вариант развития игры — организация активного участия ребенка в ней и развитие бытовых навыков. Так, если ребенку нравится игра, скорее всего он согласится выполнить вашу просьбу-инструкцию — предложите ему открыть кран, налить воду в пластиковую бутылку, затем наполнить водой стаканы. Если пролили воду на стол или на пол, попросите ребенка вытереть лужицу тряпкой. Инструкции должны быть четкими. В начале такой работы действуете вместе с ребенком: «Давай откроем кран. А где наша бугылка? Вот она, нальем в нее водичку — ух какая тяжелая теперь бутылка, понесем ее вместе. Теперь разольем воду по стаканам. Буль-буль-буль — течет водичка. Ой! Пролили воду на стол! Какая получилась лужа! Возьмем тряпку и вытрем стол. Вот теперь стало хорошо» и т.д. Когда же ребенок достаточно освоится в этой игре и четко усвоит некоторые несложные действия, предоставляйте ему все больше самостоятельности при выполнении заданий.
Игра «Смешиваем краски». Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличия. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода.
Ход игры: Смешивая краски, мы можем создавать новые цвета. Для этого слейте воду разных цветов в один стакан либо растворите в стакане с чистой водой поочередно несколько красок. Так, из желтого и красного цветов получаем оранжевый, из синего и желтого — зеленый, из красного и синего -фиолетовый. Яркие ощущения может подарить процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Для этого на стол или на пол подложите клеенку. Намочите плотный лист бумаги для акварели (просто окунув в тазик с водой), и положите на клеенку, пригладив влажной губкой. Окуните кисточку в одну из красок и осторожно проведите по бумаге. Продолжайте другими красками. Как бы случайно можно провести по бумаге кисточкой с водой, но без краски — вода смешивается с красками и на листе появятся нежные, размытые, светлые полутона. Экспериментируйте вместе с ребенком!
Игра «Кукольный обед». Цель: развитие цветовосприятия и цветоразличия. Оборудование: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым), вода. Оборудование: стаканчики, куклы, игрушки.
Ход игры: Накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая — в молоко, оранжевая — в фанту, а коричневая — в кофе… Можно затеять игру в «Ресторан» или «Кафе», учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете — посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству «гостей». Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.
Игра «Веселые кораблики». Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи. Оборудование: вода, мини бассейн, разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики;
Ход игры: Дети запускают в воду (мини бассейн) разные предметы — лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.
Игра «Нырки». Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Оборудование: вода, таз или ванночка, игрушки.
Ход игры: Дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы — и игрушки выпрыгивают из воды.
Игра «Ловкие пальчики». Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: вода, таз или ванночка, губки разного цвета и формы.
Ход игры: Дети мочат в воде поролоновые губки разного цвета и формы и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.
Игра «Бульбочки». Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, резиновые игрушки.
Ход игры: Дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».
Игра «Тонет — не тонет». Цель: знакомство со свойствами воды и предметов. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы.
Ход игры: Дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.
Игра «Морские сокровища». Цель: развитие внимания, координация движений. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы, пуговицы, ракушки.
Ход игры: Дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.
Игра «Веселые зверята». Цель: развитие зрительной координации, знакомство со свойствами воды. Оборудование: вода, таз или ванночка, механические игрушки, предметы.
Ход игры: игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.
Игра «Достань ракушку» (камешек). Цель: развитие внимания, координация движений. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные камешки, ракушки.
Ход игры: На дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь ребенку.
Игра «Поймай льдинку». Цель: развитие координации движений, знакомство детей со свойствами различных материалов. Оборудование: вода, таз или ванночка, разноцветные льдинки.
Ход игры: Взрослый опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»
Ребенок сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, взрослый спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало? — Они растаяли, превратились в воду».
Игра «Теплый-холодный». Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный». Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки: рыбки. Утята.
Ход игры: Взрослый наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки — в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.
Игра «Что как плавает». Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы, кораблик.
Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.
Игра «Капитаны»: Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи. Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы.
Ход игры: Взрослый наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Ребенок повторяет. «Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» — взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П — П — П». Обращает внимание ребенка на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно. Во время игр педагог обязательно должен похвалить ребенка за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду.
Игра «Переливай-ка». Цель: дать представление о свойствах воды- «льется», О «мокром», о «сухом». Оборудование: вода, таз или ванночка, бутылочки, разные игрушки, предметы.
Ход игры: Взрослый зовет детей к тазу с водой, дает каждому по кружке, показывает, как зачерпнуть и вылить воду. «Смотрите, вода льется, сделайте то же самое, налейте воды друг другу» (называет кто кому нальет).
Игра «Какой формы вода». Цель: дать понятие о плавающих и тонущих предметах, о предметах тяжелых и легких. Подвести к выводу, что легкие предметы плавают, а тяжелые тонут. Оборудование: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан.
Ход игры: Ребенок наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Взрослому стоит обратить его внимание на то, что вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Игра «Водопад». Цель: развитие мелкой моторики. Оборудование: любые игрушки, с помощью которых можно переливать воду: лейка, маленькая мисочка, небольшой кувшинчик или простой пластиковый стакан.
Ход игры. Малыш набирает воду в емкость и, выливая ее, создает шумный водопад с брызгами. Обратите внимание крохи, что чем выше водопад, тем громче он «шумит». А если воду подкрасить, то водопад получится разноцветным.